На ранней стадии моей работы с Хрониками как консультанта я всегда мучилась от мысли, что говорить, если клиент канючит, что ему дорого. И мне было стыдно, что я беру дорого (к слову, расценки тогда были в два раза ниже). Ну, действительно, в те времена я бы долго думала и решалась заплатить такую цену. И эта мысль плотно сидела в моей голове.
Да, я стыдилась своих цен, и поэтому ко мне валом валили маргиналы. Это были очень странные люди. С очень странными представлениями о мире и о себе. И с непомерными требованиями ко мне и моей работе. Я уже априори была им должна. Ко мне даже приходили с замечаниями, что на Востоке учителя берут себе учеников на бесплатной основе. И мне нечего было возразить. Правда, мне потом знающие люди объяснили, что значит быть таким учеником.
Количество денег, которые вы выставляете в прайсе, определяет, каких клиентов вы хотите видеть рядом с собой. Согласитесь, что люди, которые падки на услуги в 1000р, немного (или много) отличаются от людей, которые на подобные услуги тратят в 10 раз больше. Это разный социальный уровень.
Потом я стала работать с собой, со своими мозгами. У меня были хорошие учителя на эту тему. Как только я вырвала с корнем стыд за свои цены, и на вспаханном земле взошли ростки уверенности и гордости за свою работу, мой прайс стал выше. И маргиналов как ветром сдуло. Пришлю люди, которые ценят свой труд и мой труд. И это было для меня открытием. Потому что чем более платежеспособен клиент, тем больше он ценит свою жизнь и то, что вы для него делаете. Для них это норма. И мне нравится такой подход.
И вот к каким выводам я пришла:
- Пока вы сами считаете, что стоите дорого и испытываете по этому поводу чувство вины, к вам будут приходить и тыкать в ваш прайс. Как только вы посчитаете, что ваши цены адекватные, тыкать в прайс в разы перестанут.
- Как только вы станете думать, что ваши цены нормальные и ваша работа стоит этих денег, к вам сразу пойдут адекватные клиенты.
- Не со всеми, кто к вам приходит, нужно работать. Может, человек заглянул на огонек, чтобы просто окунуться в ваши энергии и ему уже стало легче. Или он пока не готов и прощупывает почву. Или понимает, что на задних лапах перед ним прыгать не будут, а он желает именно этого.
- И есть еще один ответ, который неожиданно ко мне пришел недавно. Так я и сказала. Мои клиенты могут себе позволить мои услуги. И если вам дорого, я не единственный специалист в стране, с которым вы можете работать.
И я уже спокойно общаюсь на тему стоимости услуг, могу спокойно кивать головой и говорить, что мир велик и в нем всем есть место.
Есть несколько лайфхаков, которые помогут назначить стоимость своих услуг.
- Осмотритесь на рынке подобных услуг. Наверняка, есть минимум, среднее и максимум. Поймите, к какой группе мастеров вы хотите принадлежать. С кого брать пример? И стремитесь приблизиться к ним по своим ценам. Это получиться не сразу из-за внутренних метаний. Но вам есть куда расти.
- Сколько энергии вы тратите, когда делаете работу для клиента? Деньги компенсируют эту потерю. Они тоже энергия. Назначайте такие цены, которые позволят вам быстро восстанавливаться или вообще не чувствовать потери энергии.
Хотите узнать больше? Читайте также: