Лет 25 назад мне попалась в руки книга Фрейда «Психология бессознательного». В ней, в частности, Фрейд упоминал о клиентских случаях, своей работе с теми, кто к нему приходил на прием.
Один случай меня поразил. Не сам случай, если быть точной. Сути проблемы я не знаю, могу только предполагать. Меня поразило, как долго клиент не мог ее затронуть, не мог о ней рассказать. На это у него ушло 10 лет сеансов с Фрейдом.
Помню, тогда я про себя возмутилась. Что? – думала я, — так долго? Столько времени упущено!
Теперь я понимаю, в чем дело.
Я столкнулась с подобным феноменом в своей работе.
Есть клиенты, с которыми с первого раза понимаешь, что вокруг них нужно ходить на цыпочках, иначе они закроются в своей раковине. Есть клиенты, которые обернуты в тонкий шлейф страха, а под ним есть еще слои и еще. И только сняв эти слои, на свет выплывает основная проблема.
Есть клиенты, которые бросаются в страх как в омут головой и при отработке этого страха получают удар по физике. И они с этим справляются достаточно бодро. Таких, если честно, единицы.
У меня нет задачи вывалить на клиента все самое главное, чтобы у него взорвался мозг и его сшибло с ног. Есть задача, сохранить искру на пути к себе. Чтобы в процессе работы он продолжал вести полноценную жизнь – работать с удовольствием, наслаждаться временем с семьей, путешествовать с восторгом. И при этом постепенно разрешать то, с чем он ко мне пришел. Например, увеличивать доход.
У меня есть задача, чтобы клиент набирался сил. Чтобы он окреп. И когда он окреп психологически и эмоционально, тогда он готов обратить внимание на свою большую проблему, которая идет сквозь всю его жизнь и которая с первоначальным запросом или никак не связана, или связана косвенно. И эта проблема проявилась только сейчас. Когда клиент почувствовал, что с ней справиться.
Так что не рвитесь в бой, потому что вам хочется побыстрее. Это чревато. Лучше идите постепенно, если вы чувствуете, что так вам удобнее, приятнее и спокойнее.
Хотите узнать больше? Читайте также: